Методические приемы подготовки обучающихся к ЕГЭ по математике.



Из опыта работы учителя математики МОУ «Гимназия №19» Полуэктовой Н.П.

Единый государственный экзамен - это совершенно новая для российской школы форма проверки знаний, которая заставила учителей искать новейшие  формы работы на уроке, потому что ни одна из программ для старших классов не ориентирована на ЕГЭ.  Да и  учебники 10-11 классов в полной мере не обеспечивают блочное повторение различных тем алгебры и геометрии, а также формирование навыка решения задач так называемого «продвинутого» уровня сложности. Что надо сделать, чтобы школьники успешно сдали ЕГЭ? Сколько приходится перепробовать различных приёмов и методов преподавания математики, чтобы найти пути достижения цели!
      Грустно осознавать, но первые результаты ЕГЭ принесли большие разочарования. В 2002-2003 учебном году я выпускала два одиннадцатых класса, в одном 11 все выпускники сдали ЕГЭ без двоек, но некоторые сильные ученики получили тройки, показав низкое качество знаний. Во втором 11 – были двое с отрицательным результатом. Поэтому передо мной встал вопрос: как же подготовить детей к успешной сдаче ЕГЭ? Мои классы сильными не назовёшь, но среди учеников есть талантливые, трудолюбивые дети. И, чтобы каждый ученик показал реальные свои знания, стала искать  новые подходы  в преподавании.
      Для того чтобы удачно сдать ЕГЭ: во-первых, необходимо  владеть       достаточно полными знаниями по предмету, во-вторых, иметь опыт написания ЕГЭ и, в-третьих, быть психологически подготовленным к сдаче экзамена. Просто учить правила, формулы, теоремы – метод абсолютно неэффективный, так как в математике нельзя «натаскать» на решение задач ЕГЭ, т.к. они непредсказуемы, нужно формировать навыки практического применения теоретических знаний на практике, уметь «додумать», «домыслить», которые  приобретаются  только в процессе практической деятельности. Необходимо было скорректировать содержания календарно-тематического планирования, поурочного планирования в соответствии с актуализацией личностно-ориентированного, деятельностного и компетентного подходов к определению целей, содержания и методики обучения предмету. 
Фундамент математических знаний закладывается на обычных уроках математики и при подготовке к ним. Авторы пособия «Математика. Подготовка к ЕГЭ-2010»-под ред.Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулахубова [1], дают следующие рекомендации ученикам:
1)                             Внимательно выслушивать теоретический материал, который объясняет учитель. Помните, что умение решать задачи является следствием глубоко понятого соответствующего теоретического материала.
2)                             Выполняя домашнее задание, посещая курсы по подготовке к ЕГЭ и т.п., помните, что без собственного плана подготовки и его выполнения большие успехи вас не ждут. Другими словами, помимо традиционных домашних, нужно выполнять еще и дополнительные задания.
3)                             Нужно совершенствовать устные вычисления. При это можно воспользоваться сборником Р.Д.Лукина «Устные упражнения по алгебре и началам анализа»[2].
4)                             Что нужно запоминать наизусть? Будет очень хорошо, если у учащихся будет свой личный справочник теории, который они будут систематически пополнять и повторять.
Многочисленные опросы выпускников, сдавших ЕГЭ, позволяют сделать вывод о том, что основная подготовка осуществляется на уроках математики.
Возникает вопрос: что же нужно мне поменять в подготовке учащихся к ЕГЭ, чтобы результат был более реальным?  При этом, конечно, у меня уже сложилась своя система преподавания предмета, и менять ее в корне, наверное, нет нужды. Основной проблемой моего методического поиска является ответ на вопрос: как добиться от учащихся не формального усвоения программного материала, а его глубокого осознанного понимания?
1.      К сожалению, учебник геометрии (авт. Л,С,Атанасян, В.Ф.Бутузов)[3] , по которому сейчас в большинстве школ ведется преподавание, составлен таким образом, что после теоретических сведений, предлагаются задачи, которые решаются исключительно с использованием данного материала, а в ЕГЭ- дается задача, и учащемуся не понятно, зачастую, какой теоретический материал нужно использовать для ее решения. Для выхода из данной ситуации   следует разработать серию домашних контрольных работ (4-5 шт) по планиметрии (см. приложение 1), которые в течение учебного года предлагаются обучающимся для решения. Замечу, что каждая контрольная работа дается за месяц-полтора до ее сдачи, а также есть консультационный час, 1 раз в неделю, на котором учитель отвечает на все возникающие вопросы.
2.      Теорию по математике можно проверить на зачетах, на которые выносится обширный материал нескольких связанных между собой тем. Остановлюсь на нескольких важных, как мне кажется, моментах:
-при всей полезности следует отдавать себе отчет в том, что они являются весьма нелегким испытанием для школьников, поэтому не следует злоупотреблять этой формой работы;
-к зачету должна проводиться всесторонняя подготовка. Цель зачета- добиться свободного владения школьниками изученного материала.
Мне кажется удачным проведение зачета-«вертушки»:
1.      Класс делится на группы по 4 человека.
Парты расставляются по кругу:


 













Количество групп выбирается произвольно.
2.      Каждому ученику дается задание, причем задания одной группы объединены одной темой. Но в группе все задания разные.
3.      Ученик, выполнив свое задание, сдает его учителю, переходит в новую группу, садится на свободное место и выполняет следующее. Таким образом, он обходит все группы, выполнив число заданий, соответствующее количеству групп.
Такая форма зачета позволяет отследить, так называемую, «западающую» тему, требует большой подготовки как учащихся (тема сообщается заранее), так и учителя (ему необходимо подготовить  карточки по количеству учеников в классе, да и проверить их все. Так, если детей в классе 24, то нужно составить 24 задания по 6-ти группам, а проверить 24*6=124 работы!).
По результатам проверки я составляю анализ зачета в программе Exel.

Например, был проведен зачет по решению тригонометрических уравнений.
Группа 1 решала простейшие тригонометрические уравнения.
Группа 2 – уравнения, сводящиеся к алгебраическим.
Группа 3 - уравнения вида acosx+bsinx=c.
Группа 4 - однородные тригонометрические уравнения.
Группа 5 - уравнения, решаемые разложением на множители.
Группа 6 – системы тригонометрических уравнений.

Анализ зачета в 10 классе по теме "Тригонометрические уравнения".





1
2
3
4
5
6
Итого
Оценка
Барко С.

1
1
1
1
1
1
6
5
Брайченко В.
0
1
0
1
1
1
4
4
Головкина А.
1
1
0
0
1
1
4
4
Жигунов А.
1
1
1
0
0
1
4
4
Луговой Е.
0
1
1
0
0
0
2
2
Мурзакова А.
1
1
1
1
1
0
5
5
Потемкин М.
0
1
1
1
1
0
4
4
Итого

4
7
5
4
5
4



По данным результатам составляю диаграмму.


Исходя из полученных результатов, делаю вывод, что недостаточно отработаны темы 1, 4,6. Значит, нужно продолжить работу по этим темам. Возвращаюсь к данным видам уравнений, затем провожу проверочную работу.

3.Эффективным при  подготовке обучающихся к ЕГЭ становится включение в каждый урок большого числа устных заданий (как с выбором ответа, так и без него)- так называемые «пятиминутки ЕГЭ». Выбор и содержание этих заданий зависит от конкретного темы урока. Если эти задания включать систематически, то, как правило, они не вызывают у учащихся затруднений и экономят время на ЕГЭ. Задания можно составлять, пользуясь литературой по ЕГЭ, например [1], [4].
4.      Задания части С: С36 целесообразно рассматривать на элективных курсах или на уроках- консультациях, т.к. они требуют большого количества учебного времени.

     Таким образом, по словам авторов пособия «Математика. Подготовка к ЕГЭ-2010»-под ред.Ф.Ф.Лысенко, С.Ю.Кулахубова [1],основной характеристикой методики проведения занятий по подготовке к ЕГЭ является систематическое убеждение учащихся в том, что лишь при наличии активной позиции при изучении данного предмета, при условии приобретения практических умений и навыков  и их реального использования, можно рассчитывать на какой-то успех на едином государственном экзамене.



Комментариев нет:

Отправить комментарий