Программа
математического кружка для учащихся 7 классов
«Математическая
мозаика»
Структура программы.
Программа является обучающей и
содержит:
- Пояснительную записку.
- Цели курса.
- Задачи курса.
- Содержание курса.
- Примерное тематическое планирование.
- Требования к умениям и навыкам.
- Методические рекомендации.
- Литературу.
Пояснительная записка.
Данный курс направлен на развитие
математической культуры школьника, формирование его математического аппарата и
развитие познавательного интереса. Во многих школьных учебниках задачи «на
логику» есть, но они не носят
систематического характера и отмечены *. Практика показывает, что эти задачи
вызывают затруднения у учащихся и очень многие, окончившие школу, не имеют
прочных навыков работы с ними.
Предлагаемый курс систематизирует
знания по данной теме, ориентирует учащихся на обучение по математическому
профилю.
Цели
курса:
-сформировать у учащихся понимание
необходимости знаний, показав широту их применения для решения большого круга
задач;
-способствовать интеллектуальному
развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для
математической деятельности.
Задачи
курса:
-сформировать умения решать задания
повышенной сложности;
-способствовать развитию интереса к
поиску решения олимпиадных задач;
-помочь ученику оценить свой
потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Данный курс предполагает компактное
и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, математическую
регату.
Предлагаемые задачи различны по
уровню сложности: от простых до сложных.
В программе проводится примерное
распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит
из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного
изучения.
В результате изучения курса учащиеся
должны:
- понимать содержательный смысл
решение задачи разными способами;
- уметь решать простейшие логические
задачи;
- знать широту применения
математической теории на практике;
- производить проверку найденных
результатов.
В силу большой практической значимости
данный курс вызывает интерес, является средством обучения и средством развития
интеллектуальных качеств личности. Хотя при изучении курса не ставится цель
выработки каких-либо специальных умений и навыков, при достаточно полном
рассмотрении вопросов курса, несомненно, появится прогресс в подготовке
учащихся.
Содержание программы
(составлено с использованием
сайта «Малый мехмат МГУ»
авторы
Михаил Владимирович
Шеблаев,
Сергей
Александрович Дориченко и Степан Львович Кузнецов).
№
|
Тема
|
Количество часов
|
1
|
Вводное занятие. Вступительная
олимпиада.
|
1
|
2
|
«Проба пера».
|
1
|
3
|
Раскраска.
|
1
|
4
|
Инварианты.
|
1
|
5
|
Математические игры.
|
1
|
6
|
Олимпиада.
|
1
|
7
|
Принцип Дирихле.
|
1
|
8
|
А давайте посчитаем!
|
1
|
9
|
Треугольник Паскаля.
|
1
|
10
|
Комбинаторика-1.
|
1
|
11
|
Комбинаторика-2.
|
1
|
12
|
Комбинаторика-3.
|
1
|
13
|
Ребусы.
|
1
|
14
|
Графы.
|
1
|
15
|
Делимость-1.
|
1
|
16
|
Делимость-2.
|
1
|
17
|
Индукция.
|
1
|
18
|
Взвешивания.
|
1
|
19
|
Аукцион.
|
1
|
20
|
Разные задачи-1.
|
1
|
21
|
Разные задачи-2.
|
1
|
22
|
Разные задачи-3.
|
1
|
23
|
Давай подсчитаем!
|
1
|
24
|
Задачи в целых числах.
|
1
|
25
|
Математический марафон.
|
1
|
26
|
Устная командная олимпиада.
|
1
|
27-30
|
Решение олимпиадных задач.
|
4
|
Методические рекомендации.
Представленные в данном курсе задачи
могут быть решены разными способами. Важно, чтобы каждый ученик самостоятельно
выбрал свой способ решения, наиболее удобный ему и понятный.
На занятиях можно использовать
фронтальный опрос, который охватывает большую часть учащихся, а также работу по
группам.
Поурочные домашние задания не
являются обязательными для всех. Проверка домашних задач осуществляется путем
узнавания способа решения и называния ответа.
Литература
1. Балк
М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков. Пособие для учителей. М.Просвещение,
1971
2. Генкин
С.А., Итенберг И. В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки: Пособие
для внеклассной работы. Киров: АСА, 1994 год
3. Депман
И.Л. Рассказы о математике. ГИДЛМП Ленинград 1994 год.
4. Нагибин
Ф.Ф., Канан Е.С. Математическая шкатулка. М. Просвещение 1999 год.
5. Перельман
Я.И. Занимательная арифметика. Триада-Литера Москва 2000 год.
6. Пичурин
Л.Ф. За страницами учебника алгебры, М., Просвещение, 1990 год.
7. Приложение
к учебно-методической газете «Первое сентября», Математика, издательский дом
Первое сентября, 2007 год.
8. Совайленко
В.К., Лебедева О.В. Математика. Сборник развивающих задач для учащихся 5-6
классов. Ростов – на – Дону.Легион, 2005 год.
9. Соколова
И.В. Математический кружок в VI
классе. Краснодар 2005 год.
10. Фарков А.В.
Математические кружки в школе 5-8 класс. Москва. Айрис-пресс 2007 год.
11. Шарыгин
И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия: Учебное пособие для учащихся V –VI классов. М.МИРОС, 1995 год.
12. Шарыгин
И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5 – 6
классов общеобразовательных учреждений.
М.Просвещение, 1995 год.
13. Шарыгин
И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. М. Просвещение 2006 год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий