ПРОГРАММА кружка по математике
«Математическая мозаика».
«Математическая мозаика».
для учащихся 6 классов.
(1ч в неделю.)
Учитель МОУ «Гимназия №19» Полуэктова Н.П.
Структура программы.
Программа является обучающей
и содержит:
- Пояснительную записку.
- Цели курса.
- Задачи курса.
- Содержание курса.
- Примерное тематическое планирование.
- Требования к умениям и навыкам.
- Методические рекомендации.
- Литературу.
Пояснительная записка.
Данный курс способствует развитию
познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении.
Программа математического кружка
содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику,
логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к
их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только
наиболее сильных.
При отборе
содержания и структурирования программы использованы дидактические
принципы: доступности, преемственности,
перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей,
органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и
посильности.
Предлагаемый курс систематизирует
знания по данной теме, ориентирует учащихся
на дальнейшее обучение по математическому профилю.
Цели курса:
-сформировать у учащихся понимание необходимости знаний по
данной теме, показав широту их применения для решения большого круга задач;
-способствовать интеллектуальному развитию учащихся,
формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности.
Основная цель программы – развитие
творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на
уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения
различных практических задач и вопросов.
Достижение
этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
1. Пробуждение
и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.
2. Оптимальное
развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся
определенных навыков научно-исследовательского характера.
3. Воспитание
высокой культуры математического мышления.
4. Развитие у
учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и
научно-популярной литературой.
6. Расширение
и углубление представлений учащихся о практическом значении математики
7. Воспитание
учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с
коллективной.
По окончании
обучения учащиеся должны знать:
•
нестандартные методы решения различных математических задач;
• логические
приемы, применяемые при решении задач;
• историю
развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.
По окончании
обучения учащиеся должны уметь:
• рассуждать
при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
•
систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении
математических кроссвордов, шарад и ребусов;
• применять
нестандартные методы при решении программных задач.
№ занятия
|
Наименование темы
|
Часы
|
1 четверть, 7
часов всего
|
||
1
|
Вводное
занятие. Задачи, решаемые с
конца.
|
1
|
2
|
Задачи, решаемые с конца. (Математический бой).
|
1
|
3
|
Математические ребусы.
|
1
|
4
|
Геометрические задания на разрезание.
|
1
|
5
|
Геометрические задания на разрезание.
|
1
|
6
|
Принцип
Дирихле. Обобщенный принцип
Дирихле.
|
1
|
7
|
Повторение изученных тем. Математический хоккей.
|
1
|
2
четверть, 7 часов
всего
|
||
8
|
Решение
логических задач.
|
1
|
9
|
Решение
олимпиадных задач. Подготовка к школьной
олимпиаде.
|
1
|
10
|
Школьный тур математической олимпиады.
|
1
|
11
|
Разбор
заданий школьного тура
математической олимпиады.
|
1
|
12
|
Решение
олимпиадных задач прошлых
лет.
|
1
|
13
|
Числовые ребусы.
Числовые головоломки.
|
1
|
14
|
Перестановки
и сочетания. Перебор
вариантов.
|
1
|
3 четверть, 10 часов всего
|
||
15
|
Расстановки,
перекладывания.
|
1
|
16
|
Переливания,
дележи, переправы.
|
1
|
17
|
Математические игры.
|
1
|
18
|
Решение
логических задач. Задачи – таблицы.
|
1
|
19
|
Решение
логических задач. Задачи – таблицы.
|
1
|
20
|
Решение
геометрических задач арифметическим способом.
|
1
|
22
|
Задачи на вычисление
отношений различных величин.
|
1
|
23
|
Решение
логических задач.
|
1
|
24
|
Решение
олимпиадных задач прошлых
лет.
|
1
|
25
|
Решение
задач с помощью
пропорций. Решение задач
на части.
|
1
|
4 четверть, 8 часов всего
|
||
26
|
Решение логических задач.
|
1
|
27
|
Арифметические задачи.
|
1
|
28
|
Задачи на
части. Дроби.
|
1
|
29
|
Проценты и
дроби.
|
1
|
30
|
Задачи на разрезание
и моделирование геометрических фигур.
Задачи на конструирование.
|
1
|
31
|
«Расстановки вдоль
стен».
|
1
|
32
|
Решение олимпиадных задач
прошлых лет.
|
1
|
33
|
Соревнование «Математическая карусель».
|
1
|
ИТОГО
|
33ч
|
Методические рекомендации.
В теоретическом плане методы решения нестандартных задач представляют собой самостоятельный курс.
Представленные в данном курсе задачи могут быть решены разными способами.
Важно, чтобы каждый ученик самостоятельно выбрал свой способ решения, наиболее
удобный ему и понятный.
На занятиях можно использовать фронтальный опрос, который
охватывает большую часть учащихся, а также работу по группам.
Литература.
1.
Балк М.Б., Балк
Г.Д. Математика после
уроков. Пособие для
учителей. М.Просвещение, 1971
2.
Генкин
С.А., Итенберг И. В., Фомин
Д.В. Ленинградские математические кружки:
Пособие для внеклассной
работы. Киров: АСА, 1994 год
3.
Депман И.Л. Рассказы о математике. ГИДЛМП Ленинград
1994 год.
4.
Нагибин Ф.Ф., Канан Е.С. Математическая шкатулка. М.
Просвещение 1999 год.
5.
Перельман Я.И. Занимательная арифметика. Триада-Литера
Москва 2000 год.
6.
Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры, М.,
Просвещение, 1990 год.
7.
Приложение к учебно-методической газете «Первое
сентября», Математика, издательский дом
Первое сентября, 2007 год.
8.
Совайленко В.К., Лебедева О.В. Математика. Сборник развивающих
задач для учащихся
5-6 классов. Ростов – на –
Дону.Легион, 2005 год.
9.
Соколова И.В.
Математический кружок в VI классе.
Краснодар 2005 год.
10. Фарков
А.В. Математические кружки в школе 5-8 класс. Москва. Айрис-пресс 2007 год.
11. Шарыгин
И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия: Учебное пособие
для учащихся V –VI классов. М.МИРОС, 1995
год.
12. Шарыгин
И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи
на смекалку: Учебное посбие для 5
– 6 классов общеобразовательных учреждений. М.Просвещение, 1995 год.
13. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. М.
Просвещение 2006 год.
Комментариев нет:
Отправить комментарий