Математический кружок 6 класс



ПРОГРАММА  кружка по математике
«Математическая мозаика».
для  учащихся 6 классов.
(1ч в неделю.)
Учитель МОУ «Гимназия №19» Полуэктова Н.П.
Структура программы.
Программа является обучающей и содержит:
  • Пояснительную записку.
  • Цели курса.
  • Задачи курса.
  • Содержание курса.
  • Примерное тематическое планирование.
  • Требования к умениям и навыкам.
  • Методические рекомендации.
  • Литературу.
Пояснительная записка.
Данный курс способствует развитию познавательной активности, формирует потребность в самостоятельном приобретении.
Программа математического кружка содержит в основном традиционные темы занимательной математики: арифметику, логику, комбинаторику и т.д. Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.
При отборе содержания и структурирования программы использованы дидактические принципы:  доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.
             Предлагаемый курс систематизирует знания по данной теме, ориентирует учащихся  на дальнейшее обучение по математическому профилю.
Цели курса:
-сформировать у учащихся понимание необходимости знаний по данной теме, показав широту их применения для решения большого круга задач;
-способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности.
Основная цель программы – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого рассмотрения различных практических задач и вопросов.

Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:

1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.
2. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.
3. Воспитание высокой культуры математического мышления.
4. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
6. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики
7. Воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.






По окончании обучения учащиеся должны знать:

• нестандартные методы решения различных математических задач;
• логические приемы, применяемые при решении задач;
• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

По окончании обучения учащиеся должны уметь:

• рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
• систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
• применять нестандартные методы при решении программных задач.


  занятия
Наименование темы

Часы

1  четверть,  7  часов всего

1
Вводное  занятие.  Задачи, решаемые с конца.
1
2
Задачи, решаемые с конца. (Математический бой).
1
3
Математические ребусы.
1
4
Геометрические задания на разрезание.
1
5
Геометрические задания на разрезание.
1
6
Принцип  Дирихле.  Обобщенный  принцип  Дирихле.
1
7
Повторение изученных тем. Математический хоккей.
1

2  четверть,  7  часов  всего

8
Решение  логических  задач.
1
9
Решение  олимпиадных  задач.  Подготовка к  школьной  олимпиаде.
1
10
Школьный  тур  математической  олимпиады.
1
11
Разбор  заданий  школьного  тура  математической  олимпиады.
1
12
Решение  олимпиадных  задач  прошлых  лет.
1
13
Числовые  ребусы. Числовые  головоломки.
1
14
Перестановки   и  сочетания.  Перебор  вариантов.
1

3 четверть,  10 часов всего

15
Расстановки,  перекладывания.
1
16
Переливания,  дележи, переправы.
1
17
Математические игры.
1
18
Решение  логических  задач.  Задачи – таблицы.
1
19
Решение  логических  задач.  Задачи – таблицы.
1
20
Решение  геометрических  задач  арифметическим  способом.
1
22
Задачи  на  вычисление  отношений  различных  величин.
1
23
Решение  логических  задач.
1
24
Решение  олимпиадных  задач  прошлых  лет.
1
25
Решение  задач  с  помощью  пропорций.  Решение  задач  на  части.
1

4 четверть,  8 часов всего

26
Решение  логических  задач.
1
27
Арифметические задачи.
1
28
Задачи  на  части.  Дроби.
1
29
Проценты  и  дроби.
1
30
Задачи  на  разрезание  и  моделирование  геометрических  фигур.  Задачи  на  конструирование.
1
31
«Расстановки  вдоль  стен».
1
32
Решение  олимпиадных  задач  прошлых  лет.
1
33
Соревнование «Математическая карусель».
1
ИТОГО

33ч



Методические рекомендации.
В теоретическом плане методы решения нестандартных задач  представляют собой самостоятельный курс. Представленные в данном курсе задачи могут быть решены разными способами. Важно, чтобы каждый ученик самостоятельно выбрал свой способ решения, наиболее удобный ему и понятный.
На занятиях можно использовать фронтальный опрос, который охватывает большую часть учащихся, а также работу по группам.

Литература.


1.      Балк  М.Б., Балк Г.Д.  Математика  после  уроков.  Пособие  для  учителей. М.Просвещение,  1971
2.      Генкин  С.А.,  Итенберг И. В., Фомин Д.В.  Ленинградские  математические  кружки:  Пособие  для  внеклассной  работы.  Киров: АСА,  1994 год
3.      Депман И.Л. Рассказы о математике. ГИДЛМП Ленинград 1994 год.
4.      Нагибин Ф.Ф., Канан Е.С. Математическая шкатулка. М. Просвещение 1999 год.
5.      Перельман Я.И. Занимательная арифметика. Триада-Литера Москва 2000 год.
6.      Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры, М., Просвещение, 1990 год.
7.      Приложение к учебно-методической газете «Первое сентября», Математика, издательский дом  Первое сентября, 2007 год.
8.      Совайленко В.К., Лебедева О.В.  Математика. Сборник  развивающих  задач  для  учащихся  5-6 классов.  Ростов – на – Дону.Легион,  2005 год.
9.      Соколова И.В.  Математический  кружок  в  VI  классе.  Краснодар  2005 год.
10.  Фарков А.В. Математические кружки в школе 5-8 класс. Москва. Айрис-пресс 2007 год.
11.  Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н.  Наглядная  геометрия: Учебное  пособие  для  учащихся VVI  классов. М.МИРОС,  1995  год.
12.  Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В.  Математика:  Задачи  на смекалку: Учебное  посбие  для  5 – 6  классов  общеобразовательных  учреждений. М.Просвещение, 1995  год.
13.   Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Задачи на смекалку. М. Просвещение 2006 год.

Комментариев нет:

Отправить комментарий